Часто от призывников и их родителей приходится слышать о том, что сотрудники милиции и военкомата задерживают призывников в местах их проживания, в общественных местах (метро, дискотеки) и доставляют в военные комиссариаты. Основные страхи призывников связаны именно с возможностью быть «отловленным» и «сцапанным» (чаще всего призывники употребляют эти выражения). Объективно эти страхи не имеют оснований и вызваны лишь тем, что молодые люди склонны сваливать вину за собственные неадекватные действия на органы управления.
Внешне действия сотрудников милиции и военкомата действительно напоминают задержание и доставление. Представители этих органов предлагают (иногда — в предельно грубой и категорической форме) призывнику проехать с ними в военкомат. Призывник, оказываясь на медицинском освидетельствовании внезапно, без предварительной подготовки, в большинстве случаев не имеет на руках медицинских документов, отражающих состояние его здоровья. В результате такого медицинского освидетельствования почти всегда выставляется категория годности к военной службе, позволяющая принять в отношении призывника решение о призыве, и выносится соответствующее решение. Затем, в тот же день, молодые люди направляются на сборный пункт призывной комиссии субъекта РФ, где проходят медицинский осмотр перед направлением к месту прохождения военной службы. Через несколько часов после осмотра призванные граждане уже направляются в войска. При этом призывнику не предоставляется возможность ни попрощаться с родственниками, ни собрать необходимые для отправки в часть вещи (еду, туалетные принадлежности и пр.), ни подать в суд жалобу на решение о призыве в случае несогласия с этим решением. Даже при наличии канцелярских принадлежностей молодой человек не может обратиться в суд, т. к., нарушая провозглашённое ст. 27 Конституции РФ право граждан на свободу передвижения, сотрудники призывной комиссии принудительно удерживают его на сборном пункте, лишая возможности оплатить государственную пошлину в отделении банка. Представители же правозащитных организаций и доверенные лица призывников на сборный пункт, как правило, не допускаются.
Такие действия сотрудников военного комиссариата субъекта РФ, безусловно, незаконны. Но они стали возможными только «благодаря» неумению или нежеланию призывника реализовывать свои права. Рассмотрим, как призывник оказался в военкомате, с позиции права.
В соответствии с п. 4 Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов и органов внутренних дел в работе по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности, утверждённой совместным Приказом Министра обороны РФ № 118 и Министра внутренних дел РФ № 218 от 4 марта 2000 года, руководители органов внутренних дел при получении письменных обращений военных комиссаров незамедлительно принимают необходимые меры к розыску граждан и в порядке, установленном законодательством РФ , к обеспечению их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу. Ключевые слова здесь — «в порядке, установленным законодательством РФ».
Действующее федеральное законодательство, предполагая возможность задержания гражданина, уклоняющегося от воинского учёта и призыва на военную службу (п. 3 ст. 4 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»), не уполномочивает органы внутренних дел на доставление «уклонистов» куда-либо для проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. И доставление, и административное задержание, являются мерами административного принуждения и осуществляются по правилам, установленным Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Доставление представляет собой принудительное препровождение лица. При этом гл. 27 КоАП РФ устанавливает строгие требования к цели и месту доставления, а также к кругу лиц, осуществляющих доставление, и основаниям доставления. Доставление допускается только:
в целях составления протокола об административном правонарушении. Осуществление доставления без намерения составить протокол, равно как и осуществление доставления с какой-либо иной целью (например, с целью проведения мероприятий, связанных с призывом: медицинского освидетельствования, заседания призывной комиссии, отправки к месту прохождения военной службы) делает незаконным само доставление;
при условии невозможности составления протокола на месте выявления правонарушения. Наличие у военного комиссара возможности составить протокол на месте позволяет признать доставление незаконным;
Местом доставления гражданина, в отношении которого получено письменное обращение военного комиссара о розыске, может являться только служебное помещение органа внутренних дел (милиции) или помещение органа местного самоуправления сельского поселения. Доставление в помещение военкомата или призывной комиссии незаконно;
Осуществляется доставление только должностными лицами органов внутренних дел (милиции) и только в случае обращения военного комиссара как лица, обязанного составлять протокол об административном правонарушении. Доставление иными лицами (например, сотрудниками военкомата) и на иных основаниях незаконно.
Кроме того, доставление должно оформляться протоколом или записью в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Несоблюдение установленной формы выводит проводимые под видом доставления мероприятия за рамки закона.
Административное задержание есть кратковременное ограничение свободы физического лица. Так же, как и доставление, задержание осуществляется должностными лицами органов внутренних дел в случае обращения военного комиссара. В соответствии со ст. 27.4. КоАП РФ, об административном задержании должен составляться протокол. Срок задержания не может превышать трёх часов (ст. 27.5. КоАП РФ), в исключительных случаях — 48 часов. По истечении указанного срока задержанный должен быть освобождён. Незаконное продление срока задержания должно рассматриваться как преступление, предусмотренное ст. 127 УК РФ (незаконное лишение свободы).
С момента задержания или с момента составления протокола об административном правонарушении к участию в производстве об административном правонарушении допускаются защитник и представитель. Защитником может быть адвокат, его полномочия удостоверяются ордером, выданным юридической консультацией. Представителем может быть иное лицо, полномочия которого удостоверены нотариально оформленной доверенностью. Объём полномочий защитника и представителя одинаков и определён ст. 25.5. КоАП РФ.
Положения КоАП РФ должны быть известны сотрудникам милиции и военкомата. На практике закон ими обычно соблюдается. По крайней мере, случаи задержания призывника или его доставления в военный комиссариат крайне редки. Обращённая сотрудниками милиции или военкомата к призывнику грубая и категорическая просьба проследовать с ними на мероприятия, связанные с призывом, не меняет от способа выражения своей сущности и остаётся не более чем просьбой. Призывники и их родители, жаловавшиеся на то, что юношу «отловили» и «сцапали», зачастую не понимали того, что молодой человек добровольно пошёл в военкомат. На вопрос «были ли попытки насильственного препровождения в военкомат или оформления задержания или доставления?" практически всегда звучал отрицательный ответ.
Итак, сотрудники милиции и военкомата не вправе доставлять призывников в военкомат. Розыск призывников в целях обеспечения их явки на мероприятия, связанные с призывом, может заключаться либо в обращении к призывникам предложения пройти на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, либо в предложении подписать повестку. Если к призывнику обращаются с последним предложением, то в его интересах повестку подписать. О неблагоприятных последствиях уклонения от подписания повестки можно прочесть в разделе, посвящённом ответственности за нарушение обязанностей по воинскому учёту и призыву. Если же призывника просят пройти куда-либо, он вправе не выполнять эту просьбу в части явки в военкомат, потребовав со ссылкой на гл. 27 КоАП РФ доставить его в помещение органа внутренних дел для составления протокола или вручить ему повестку на мероприятия, связанные с призывом.
Если призывник доставлен в соответствующее помещение (или задержан) сотрудниками органов внутренних дел, то его задача — потребовать от лиц, производящих задержание или доставление, разъяснить, на каком основании производится указанное мероприятие. Призывника должны ознакомить с обращением военного комиссара, в котором должны содержаться сведения о необходимости разыскать и обеспечить прибытие на призывную комиссию конкретного призывника. Отсутствие обращения или отсутствие в обращении сведений о призывнике являются основанием для прекращение мер административного принуждения. Ознакомившись с обращением и обнаружив в нём требование о розыске и обеспечении прибытия, призывник должен изложить сотрудникам милиции доводы, говорящие за отсутствие оснований для того, чтобы считать его лицом, уклоняющимся от призыва. Так, в соответствии с п. 4 ст. 31 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», не признаются уклоняющимися от призыва лица, не получавшие повестки военного комиссариата или не являвшиеся по повесткам по уважительными причинам. Также, в силу п. 7 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», не считаются «уклонистами» граждане, призванные на военную службу и подавшие заявление об оспаривании решения о призыве в суд или жалобу на решение о призыве в вышестоящую призывную комиссию.
Выполнив указанные выше рекомендации, призывник должен потребовать составления протокола о доставлении или задержании, а также вызова адвоката или представителя. Отсюда вывод: гражданин, достигший призывного возраста, должен заблаговременно позаботиться о своей безопасности и оформить полномочия своего представителя нотариально оформленной доверенностью, желательно — на предельно допустимый срок (на три года) с правом передоверия.
Будучи доставленным на призывную комиссию, призывник должен также потребовать вызова адвоката или представителя, а также составления протокола об административном правонарушении.
Если всё же призывная комиссия прияла решение о призыве и направила гражданина к месту прохождения военной службы, то решение о призыве можно оспорить в суде, положив в основание своих требований помимо наличия оснований для освобождения от призыва или для предоставления отсрочки и то обстоятельство, что призывная комиссия привела в исполнение решение о призыве незамедлительно по вынесении, не позволив гражданину оспорить это решение в суде. Фактически призывная комиссия сделала невозможным реализация права гражданина на обжалование решения органа местного самоуправления (ст. 46 Конституции РФ). При этом подачей заявления в суд выполнение решения о призыве будет приостановлено, и дальнейшее, до вступления в законную силу решения суда, содержание гражданина в войсковой части будет незаконным. Если гражданина попытаются насильственно удержать в расположении части, он можете обратиться в прокуратуру с заявлением о внесении представления об устранении нарушений закона. Лица, виновные в незаконном содержании в расположении войсковой части, подлежат уголовной ответственности (незаконное лишение свободы, ст. 127 УК РФ).
Для того, чтобы в такую ситуацию не попасть, во-первых, нельзя уклоняться от призыва. Практика показывает, что при должном усердии у самого здорового человека можно обнаружить заболевание, дающее основание для присвоения ему категории годности «В». Призывник может пройти обследование в любом медицинском учреждении, в том числе и в том, которое порекомендуют в организациях, профессионально занимающихся содействием освобождению от призыва. Во-вторых, прежде чем являться на призывную комиссию, желательно обратиться к юристу, составить заявление в суд об оспаривании будущего (предполагаемого, датированное днём визита на призывную комиссию) решения о призыве, оплатить госпошлину, и непосредственно перед визитом на комиссию подать заявление в суд по почте ценным письмом с описью вложения. В описи необходимо указать, что подано именно заявление об оспаривании и именно на решение о призыве, принятое в отношении конкретного призывника. Поскольку подачей заявления исполнение решения приостанавливается, призывника не отправят к месту прохождения военной службы раньше, чем решение суда по заявлению вступит в законную силу.
Если решение о призыве вынесено не будет, необходимо направить в суд заявление об отказе от иска. В соответствии со ст. 173 ГПК РФ, производство по заявлению об оспаривании решения призывной комиссии будет прекращено.
Если решение о призыве было вынесено, но не реализовано (допустим, по причине побега с отправки к месту службы), то, в соответствии с п. 21 Положения о призыве на военную службу граждан РФ, это решение по завершении призыва отменяется призывной комиссией как нереализованное. Это означает: а) призывник подлежит ближайшему по времени призыву; б) в отношении призывника может быть возбуждено уголовное дело по факту уклонения от призыва на военную службу (ч. 1 ст. 328 УК РФ). Для того, чтобы избежать уголовной ответственности, рекомендуем доказать наличие оснований для предоставления освобождения или отсрочки от призыва на военную службу.
Незамедлительно после вынесения решения о призыве на военную службу и подачи заявления в суд об оспаривании этого решения, призывнику рекомендуется уведомить военного комиссара, начальника соответствующего органа внутренних дел и прокурора о подаче указанного заявления и приостановлении исполнения решения о призыве. Уведомление этих лиц воспрепятствует признанию призванного гражданина лицом, уклоняющимся от призыва на военную службу, в связи с неявкой на контрольную явку (или отправку к месту прохождения военной службы) в военный комиссариат по вызову (повестке) военного комиссариата. Следовательно, к гражданину, уведомившему заинтересованных должностных лиц о приостановлении решения о призыве, не могут быть применены меры, предусмотренные вышеназванной Инструкцией от 4 марта 2000 года.
Ответственность граждан за нарушение обязанностей
Действующим законодательством установлена ответственность граждан за неисполнение обязанностей, возложенных на них ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». В частности, предусмотрена ответственность за уклонение от призыва на военную службу.
Уклонением от призыва на военную службу, согласно п. 4 ст. 31 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», признаётся неявка без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу. То есть, только это и никакое другое деяние может рассматриваться влекущим за собой уголовную ответственность за уклонение от призыва на военную службу.
Согласно ч. 1 ст. 328 Уголовного кодекса РФ, уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Право инициирования привлечения граждан к ответственности за совершение указанного правонарушения принадлежит призывной комиссии и военному комиссару. Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 328 УК РФ, подследственны прокуратуре и подсудны районным судам (судам первого звена).
Субъектом преступления, предусмотренного ст. 328 УК РФ, может быть только гражданин, подлежащий призыву на военную службу и не имеющий оснований для освобождения или отсрочки от призыва на военную службу.
С субъективной стороны преступление характеризуется виной в форме умысла, прямого либо косвенного: гражданин, уклоняющийся от призыва, осознаёт общественную опасность своего деяния, предвидит возможность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления (или не желает, но сознательно допускает эти последствия или относится к ним безразлично). О наличии умысла в действиях гражданина можно судить по факту его неявки на мероприятия, связанные с призывом, по повестке военного комиссара, без уважительных причин. Таким образом, для установления в действиях гражданина умысла, требуется установить: а) факт неявки гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу; б) отсутствие уважительных причин неявки; в) факт вручения гражданину повестки. Если хотя бы одно из этих трёх обстоятельств не установлено, то оснований для усмотрения в действиях призывника нет (а значит, нет и оснований для привлечения к уголовной ответственности).
Уважительными причинами неявки гражданина по повестке военного комиссариата, согласно п. 2 ст. 7 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», признаются:
заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;
тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.
Вручение повестки призывнику производится под расписку. Выдача расписки является обязанностью призывника в соответствии с п. 2 ст. 31 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Отсутствие расписки гражданина о получении повестки может не воспрепятствовать привлечению к уголовной ответственности только в том случае, если следствие докажет факт уклонения призывника от получения повестки.
Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. ст. 21.5. — 21.7.) установлена ответственность граждан за совершение следующих деяний:
неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины,
убытие на новые место жительства либо место временного пребывания на срок более трех месяцев, выезд из РФ на срок свыше шести месяцев без снятия с воинского учета,
прибытие на новые место жительства либо место временного пребывания или возвращение в РФ без постановки на воинский учет в установленный срок,
несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района, города без районного деления или иного муниципального образования,
уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии,
умышленные порча или уничтожение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, либо небрежное хранение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, повлекшее их утрату.
Совершение каждого из указанных деяний влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной второй до пяти минимальных размеров оплаты труда.
Согласно ст. 23.11. КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных указанными выше статьями КоАП, рассматривают военные комиссары субъектов РФ, городов (без районного деления), административных округов и равных им административных образований, а также военные комиссары объединённых военкоматов.
Об административном правонарушении составляется протокол, копия которого вручается призывнику.
По факту рассмотрения дела об административном правонарушении военным комиссаром выносится постановление. Призывник, признанный виновным в совершении правонарушения, вправе обжаловать постановление вышестоящему военному комиссару или в соответствующий районный суд. Жалоба на постановление об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе"
Статья 31. Обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу
4. В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Уголовный Кодекс РФ
Статья 328. Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы
1. Уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы -
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лиц, освобожденных от военной службы, -
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах